Понятие компетенции

Репертуарные решетки также можно использовать для определения аспектов, отличающих высокие стандарты выполнения от низких. Эта методика основана на теории личностных конструктов Дж. Келли (George Alexander Kelly). Личностные конструкты представляют собой способы, которыми мы смотрим на мир. Они в значительной степени индивидуальны и влияют на наше поведение и наше мнение о поведении других людей. Работник оценивает набор объектов с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какому-то свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида. Как и метод критических случаев, метод репертуарных решеток помогает работникам четко высказать свое мнение относительно конкретных примеров. Дополнительным преимуществом является то, что репертуарные решетки облегчают процесс определения поведенческих характеристик компетенций, требуемых в работе, ограничивая область сравнения с помощью триадного метода.

Ассессмент-центр (ассессмент, assessment) - метод оценки персонала в форме деловой игры. Ассессмент-центр - это один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов.

Состав процедур ассессмент-центров:

· Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.

· Психологические, профессиональные и общие тесты.

· Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками.

· Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию.

· Биографическое анкетирование.

· Описание профессиональных достижений.

· Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-примеров). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.

· Экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Метод Ассессмент-центр возник на Западе в годы Второй мировой войны. В Великобритании его использовали для набора младших офицеров, а в США - для подбора разведчиков. Впоследствии он был взят на вооружение бизнес-организациями, и в настоящее время на Западе практически каждая крупная компания применяет этот метод для оценки персонала. В Россию Ассессмент-центр пришел в начале 1990-х годов.

Опыт исследования компетенций

В этой главе описаны этапы исследования компетенций в общем виде на примере реального исследования, проведённого тайваньскими учёными в сентябре 2002 года. Исследовались компетенции менеджеров информационных систем. Выполнив литературный обзор, авторы не нашли для себя приемлемой схемы исследования компетенций и разработали собственную модель (activity competency model, ACM), на которой основывалась дальнейшая работа. Модель представлена на рис. 4.

Рисунок 4. Модель компетенций менеджеров информационных систем.

На вершине треугольника - управленческие роли или функции менеджера, которые жизненно важны для успеха организации. На следующем уровне менеджер информационных систем должен выполнять рабочие действия, чтобы справляться со своими функциями. Мастерство в каждом действии в процессе работы зависит от обладания менеджером фундаментальных навыков и знаний. Очевидно, что компетенции на низшем уровне поддерживает специфические компетенции на более высоком уровне и наоборот.

Менеджеры информационных систем были разделены в зависимости от круга выполняемых обязанностей на три группы: низший уровень (супервизор), средний уровень (миддл), высший уровень (топ).

Рассматривая проблему влияния специфики индустрии, в которой работает данный специалист, авторы предполагают, что в зависимости от области индустрии, менеджеры информационных систем по-разному воспринимают важность различных действий и навыков, т. е. область индустрии влияет на изучаемый предмет.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com