Практические особенности исследования составляющих корпоративной культуры в российских корпорациях
, (8)
где Se - величина синергетического эффекта в момент проведения слияния и поглощения;
Ir - увеличение доходов, вызванное ростом ассортимента, каналов сбыта, получением монопольного положения и соответствующим повышением цен;
Ed - сокращение расходов, обусловленное сокращением дублирующих функций и производств, возможностью приобретения сырья по более низким ценам;
Pm - усовершенствование технологий и процессов, связанное с использованием объединенным предприятием передовых эффективных технологий и бизнес-процессов одного из участника слияний и поглощений;
Fe - финансовая экономия, состоящая в сокращении затрат на капитал в связи с уменьшением общих рисков кредитования.
Величина синергетического эффекта, рассчитанная по формуле, является, неполной, так как не учитывает первоначальные затраты объединения: величина премии сделки, оплата услуг консультантов и инвестиционных банкиров, затраты на совершенствование оборудования, связанные со слиянием и поглощением. Еще одним недочетом формулы 8 является нивелирование временного фактора интеграции: если первоначальные затраты носят моментный характер, то составляющие синергетического эффекта могут быть достигнуты в течение нескольких лет после объединения, в связи с чем величина синергетического эффекта должна быть дисконтирована. Таким образом, нами предлагается следующая модификация синергетического подхода в рамках оценки эффективности слияний и поглощений.
, (9)
где NSe - чистый синергетический эффект от слияния или поглощения;
FE - первоначальные затраты объединения.
Синергетический эффект, рассчитанный на основе данной модификации, является очищенной приведенной к текущей стоимости величиной, поэтому позволяет получать обоснованные выводы относительно эффективности объединения.
В таблице оценена общая эффективность ОАО «СБЕРБАНК».
Таблица 5 - Расчет синергетического эффекта ОАО «СБЕРБАНК»
Наименование показателя |
Значение |
Синергетический эффект первого года поглощения (NS1), тыс. руб. |
28 200 |
Синергетический эффект второго года поглощения (NS2), тыс. руб. |
52 700 |
Дисконтированный синергетический эффект поглощения ((NS1 / (1 + r)1) + NS2 / (1 + r)2), тыс. руб. |
54 878 |
Первоначальные затраты первого года поглощения (FE1), тыс. руб. |
10 925 |
Первоначальные затраты второго года поглощения (FE2), тыс. руб. |
14 800 |
Дисконтированные первоначальные затраты поглощения ((FE1 / (1 + r)1) + FE2 / (1 + r)2), тыс. руб. |
17 778 |
Чистый синергетический эффект поглощения ОАО «Бетфор», тыс. руб. |
37 100 |
Таким образом, даже не смотря на отрицательное воздействие кризиса, поглощение ОАО «СБЕРБАНК» компанией ОАО «Группа НБ», имело чистый синергетический эффект в размере 37,1 млн. руб. (18% от уровня чистой прибыли компании 2011 г.).
Суммируя полученную на данном этапе синергию и синергию, полученную на этапе приобретения, была определена общая синергию сделки в размере 1,504 млрд. руб., что является существенным показателем для ОАО «СБЕРБАНК».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, корпоративная культура как предмет прикладных и теоретических исследований достаточно многогранно проблематизирована как в зарубежных, так и более поздних отечественных исследования. В целом анализ исследований свидетельствует, что проблема корпоративной культуры раскрывается с позиций ее сущности и функций, особенностей функционирования и действенности, специфических закономерностей развития и формирования. В обозначенной логике можно выделить следующие ее особенности:
. Корпоративная культура является самостоятельным социально-психологическим феноменом, отражающим уникальные характеристики и культурную самобытность организации, ее духовный фокус, философию, идеологию, миссию. Культура и корпоративная культура это системы разного уровня, находящиеся в отношении общего и особенного.
. Признание системной организации корпоративной культуры определяет ее как целостное, сложно организованное образование. Благодаря наличию ценностно-нормативного ядра, корпоративная культура обеспечивает групповую и индивидуальную идентичность. Как система общепринятых символов, ценностей, норм корпоративная культура приобретает значение «силы сцепления», которая удерживают организацию как единое целое, и определяет эффективность ее деятельности.