Совершенствование управленческой деятельности

Постепенно управленческая деятельность совершенствовалась, но как самостоятельное научное направление сформировалось лишь в Х1Х веке.

Основоположниками теории научного производственного управления (производственного менеджмента) считают разных ученых, работавших в то время. Определенную роль сыграли А.Файоль, Г.Вебер, Г.Форд, Г.Эмерсон, М.Маслоу и другие. Однако наибольший вклад в развитие теории менеджмента внес американский инженер Ф.Тейлор, которого теперь называют «отцом научного управления». Разработанные им в начале ХХ века принципы сохранились до сих пор.

Ф.Тейлору принадлежит заслуга в изучении проблем разделения ответственности за разработку проекта и его выполнение; разделения сложных операций на простые повторяющиеся действия (конвейерное производство). Он сделал вывод о том, что неквалифицированные и необученные рабочие являются основным источником брака. В своих научных трудах Ф.Тейлор уделял много внимания цеховому менеджменту, совершенствованию ручного труда. Лучшим методом управления он считал не просто принцип «инициатива - поощрение», а единство следующих основ:

выработка научных основ производства;

научный подбор рабочих;

научное обучение и тренировка рабочих;

тесное и дружественное сотрудничество между администрацией и рабочими.

На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции (менеджмент качества).

В последующем менеджмент качества выделился в самостоятельное направление. Он рассматривался как инженерно-техническая проблема контроля продукции.

Таким образом, можно выделить несколько этапов эволюции управления качеством продукции (менеджмента качества) (рис. 2.2).

Они получили такие условные названия:

. Механический контроль (до 1900 г.).

Контроль мастера (1900-1920 гг.).

Инспекционный контроль (1920-1940 гг.).

Статистический контроль (1940-1960 гг.).

Обеспечение качества (1960-1980 гг.).

Всеобщее управление качеством (1980-2000 гг.).

. Интегрированные системы (с 2000 г.- по настоящее время).

На первом этапе каждый работник сам отвечал за продукцию собственного изготовления, выполненную с помощью ручного или машинного труда. Поэтому этот этап получил условное название «Механический контроль».

Второй этап условно затронул период с 1900 по 1920 гг. и получил название «Контроль мастера». Сущность его заключалась в том, что основная ответственность за качество ложилась на мастера (десятника). Начало развиваться конвейерное про­мышленное производство. В этот период проходило активное внедрение «системы Тейлора», которая включала такие понятия как верхний и нижний пределы качества, поля допусков, вводила измерительные инструменты (шаблоны и калибры). В ней обосновывалась необходимость введения независимой должности инспектора по качеству, были разработаны методы воздействия на качество продукции, система штрафных санкций за брак.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com