Сбалансированная система показателей (BSC)

В условиях быстрой меняющейся экономической конъюнктуры традиционные показатели эффективности теряют свою актуальность и являются недостаточными для оценки деятельности и управления организацией. Появляется необходимость проведения оценок эффективности деятельности таким образом, чтобы она имела взаимосвязь со стратегией, обеспечивала улучшение результатов в будущем и учитывала прошлую деятельность.

Сбалансированная система оценочных показателей (The Balanced Scorecard - BSC) была разработана в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Предпосылкой ее разработки явились данные, что более 90% компаний терпят неудачи по причине неспособности быстро и в полном объеме реализовать бизнес-стратегию. В тот период многие фирмы столкнулись с целым рядом проблем. Рыночная доля американских фирм во многих отраслях угрожающе снижалась из-за глобализации, либерализации торговли, технологических инноваций и проблем с качеством продукции.

В целях изменения сложившейся ситуации и устранения недостатков традиционных систем оценки финансовой эффективности двумя ведущими профессорами Гарвардской школы бизнеса, Робертом Капланом (Robert Kaplan) и Дэвидом Нортоном (David Norton), была начата разработка концепции сбалансированной системы оценочных индикаторов, которая была предназначена для измерения успеха реализации стратегии компании. Создание бизнеса, ориентированного на стратегию, означало для многих компаний существенное изменение концептуального подхода.

Результат исследования двенадцати фирм был опубликован в 1992 г. в журнале Harvard Business Review. Авторами был предложен новый подход к внедрению стратегий, основанный на сбалансированной системе оценочных индикаторов (показателей) и стратегических картах. В основе этого подхода лежало утверждение, смысл которого можно свести к следующему: «то, что не поддается измерению, не поддается и управлению» [2]. Другими словами, эффективное управление производительностью подразумевает точную оценку деятельности.

Позже, продолжив работу над развитием концепции сбалансированной системы оценочных индикаторов, Р. Каплан и Д. Нортон в 1996 г. опубликовали книгу под названием «The Balanced Scorecard» (BSC) [9]. Системе BSC было дано следующее определение: «Сбалансированная система оценочных индикаторов - это набор связанных целей, оценок, задач и инициатив, которые совместно описывают стратегию компании и способ ее достижения. Данная система помогает превратить такой сложный и зачастую неопределенный объект, каким является стратегия, в нечто конкретное и доступное для понимания».

В книге сбалансированная система оценочных индикаторов представлена как способ учета и оценки эффективности, объединяющая:

различные перспективы развития компании;

опережающие и запаздывающие показатели деятельности;

внутренние показатели, такие как производительность, и внешние показатели, такие как лояльность потребителей.

Было предложено устанавливать 20-25 показателей, на достижение которых ориентировалась вся деятельность фирмы. Изюминка была в том, что только 5 из них (20%) относились к области финансовых показателей, 5 были связаны с потребителями, 8-10 - с показателями внутренних процессов организации, и еще 5 - с показателями обучения и роста персонала компании.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com