Система «Упорядочение» (5 S)

Система 5 S создавалась, так же как и программа ТРМ, на рубеже 60-70-х годов на предприятиях Японии. Она включала в себя наведение порядка, чистоты, укрепление дисциплины и создание безопасных условий труда с участием всего персонала. Система 5 S стала основой менеджмента и повышения эффективности производства.

Эта система позволяла практически без привлечения капитальных затрат не только повышать производительность, сокращать потери, снижать уровень брака и травматизма, но и создавать необходимые стартовые условия для реализации сложных и дорогостоящих производственных и организационных инноваций, обеспечивать их высокую эффективность, в первую очередь, за счет радикальных изменений отношения персонала к своей работе.

Освоение системы 5 S позволило повысить степень дисциплинированности персонала, содержать оборудование и помещение в чистоте. В то же время, по мнению специалистов Японской ассоциации производственного обслуживания (JIPM), без одновременного развертывания ТРМ, система 5 S не приводит к значительному сокращению числа поломок, остановок оборудования и дефектов продукции, так как идеальная уборка оборудования не может оградить его от неисправностей. Две эти системы хорошо взаимодействуют друг с другом, и функционируют гораздо эффективнее вместе.

Название системы 5 S составлено из первых букв японских слов в латинской транскрипции, обозначающих ее элементы: Seiri - организация; Seiton - аккуратность; Seiso - уборка; Seiketsu - стандартизация; Shitsuke - дисциплина. Содержание каждого из ее элементов представлено в табл. 11.2.

Параллельно с разработкой японской системы 5S в России создавалась своя система «Упорядочение», которая имела свои особенности:

. Система «Упорядочение» базировалась на отечественной теории и практике научной организации труда (НОТ), принципах упорядочения производственной среды, создания условий, способствующих повышению производительности труда, качества и безопасности труда.

Таблица 11.2. Элементы системы 5 S

№ п/п

Японский термин

Значение термина

Содержание деятельности. Комментарий

1

2

3

4

1

Seiri

Организация

Удаление ненужного. В процессе организации предметы классифицируются по степени необходимости. Дается определение нужным, ненужным срочно и ненужным предметам. Ликвидацию ненужных предметов проводят после их инвентаризации. Принципы деления предметов на нужные и ненужные фиксируются документально.

2

Seiton

Аккуратность

Упорядочение размещения предметов. Цель аккуратной организации рабочего места - складирование или размещение предметов наиболее рациональным образом с точки зрения соблюдения требований безопасности, качества и эффективности. Предметы убирают из коридоров, если мешают проезду или проходу. Коридоры должны оставаться безопасными даже при аварийном выключении освещения. Недопустимо размещать предметы там, где они могут упасть. Наиболее часто используемые предметы располагают ближе к операторам. Легкие вещи размещают на верхних полках, тяжелые на высоте пояса. Вывешивают указатели и знаки.

3

Seiso

Уборка

Очистка рабочего места. Цель проведения уборки - удалить пыль, грязь, масляные пятна, стружку чтобы сделать оборудование чистым. Очищение рабочего места делает его безопаснее, улучшает состояние оборудования, предотвращая тем самым появление дефектов, поломок, простоев.

4

Seiketsu

Стандартизация

Стандартизация правил уборки, упорядочения и очистки. В результате развертывания системы 5S,на предприятии создаются условия для поддержания оборудования в чистом и гигиеническом состоянии. Для поддержания этого состояния необходимо составить стандартные правила удаления ненужных вещей, расположения предметов на рабочих местах, уборки. В этих планах обычно фиксируют что и как нужно делать, каким образом оценить качество выполнения работ, что следует предпринять в аварийных ситуациях и т.д.

5

Shitsuke

Дисциплина

Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок. Дисциплина является и средством, и целью развертывания системы 5S. Она предполагает изменение привычек людей для соблюдения ими требований аккуратной и безопасной работы. При этом важно, чтобы сотрудники не только неукоснительно выполняли предъявленные к ним требования, но и понимали их смысл.

Перейти на страницу: 1 2

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com