Сущность и содержание системы управления
Рисунок 3 - Взаимодействие управляющей и управляемой части деловой организации
А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.
система управление мотивация персонал
Управленческое решение - это результат коллективного творческого труда и всегда носит обобщенный характер. Управляемая часть - это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так, например, если речь идет о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.
Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге «Принципы научного управления». Ф. Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим образом:
· создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;
· отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;
· взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
· равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.
Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал Г. Файоль. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:
· планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;
· распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;
· выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,
· координация различных действий для достижения общих целей;
· выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;
· контроль за поведением членов организации.
Система управления организации состоит из четырех подсистем: методологии управления, процесса, структуры и техники управления (приложение 1).
Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.
Процесс управления как часть управленческой деятельности, включает формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Структура управления - это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.