Методы факторного и корреляционного анализа

Факторный анализ является долей многомерного статистического анализа, который входит в математико-статистические методы. Смысл метода факторного анализа содержится в выделении из ряда исследуемых факторов, влияющих на изучаемый предмет, меньшего их количества, но отражающих наиболее существенные свойства изучаемого явления. купить доску обрезную ГОСТ: цены за куб от

Фактор при применении такого метода играть роль обычно независимой переменной, зачастую именуемую причиной, и находящуюся в логической зависимости с результатом изучаемого явления и его определяющую.

Так, применяемая компьютерная техника и ее программное обеспечение выглядят важнейшим фактором продуктивности труда работников управления (бухгалтеров, экономистов и др.). Модифицирующиеся факторы трудовых расходов и продуктивности труда воздействуют на изменение объемов выпуска продукции. Факторы, характеризующие число работающих и среднее число часов работы в месяц одного работника, определяют месячный фонд рабочего времени.

Фактор может быть единичным, т.е. воздействующим на результат одной переменной. В факторном анализе выделяют, помимо единичных, комплексные (нередко называемые общими) факторы, т.е. те, которые определяются одновременно несколькими переменными. При этом комплексный фактор, соединенный со всеми переменными, называют генеральным.

В отличие от корреляционного анализа рассматриваемый метод не требует подразделять все переменные на зависимые и независимые, т.к. в нем все переменные величины, определяющие явление, рассматриваются как равноправные. Исходя из этого нужно учитывать, что некоторые из переменных величин могут быть в некоторый период времени стабильными, т.е. не изменяющимися.

Например, прирост объемов выпуска продукции при неизменности числа работающих в анализируемые периоды времени и при повышающейся производительности труда есть следствие изменения только одного фактора - производительности труда.

Отбор факторов, воздействующих на изучаемый объект, осуществляется, как правило, на основе их классификации, теоретического обоснования и путем их качественного анализа. При этом необходимо учитывать взаимодействие факторов между собой. Число факторов должно быть в максимальной мере практически целесообразным для дальнейшего изучения и влияния на объект исследования.

Это требование вытекает из необходимости абстрагироваться от маловажных факторов. Для каждого выбранного фактора следует предусматривать возможность его количественной оценки, что потребуется в дальнейшем при определении корреляционных зависимостей между ними, и влияния их на объект исследования.

Метод факторного анализа обширно применяется при анализе воздействия всевозможных факторов (труда, использования оборудования, использования производственных мощностей в целом, использования сырья и материалов, организации производства, технологии и др.) на объемы производства, качество выпускаемой продукции, фонд заработной платы, итоги хозяйственной деятельности и развитие предприятия в целом.

Корреляционный метод - это один из экономико-математических методов исследования, разрешающий установить количественную взаимосвязь между некоторыми явлениями исследуемой системы. Его именуют зачастую взаимосвязанным.

Корреляционная зависимость в отличие от функциональной проявляется лишь в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев - наблюдений. Так, корреляция является вероятностной зависимостью между явлениями, при которой средний уровень параметров одного из них изменяется в зависимости от прочих. Корреляция между двумя явлениями несет название парной, и между несколькими - множественной.

При применении корреляционного метода выделяют функцию, т.е. изучаемый результирующий показатель и факторные признаки, от каковых зависит результирующий, - аргументы. Такая классификация проводится на основе качественного анализа, т.е. все возможные переменные подразделяют на зависимые и независимые от исследуемого явления.

Корреляционные связи в зависимых переменных не могут быть жесткими и носят характер неполных связей. Если в случае увеличении (или уменьшении) аргумента результирующий показатель (функция) также увеличивается (или соответственно уменьшается), то корреляционная связь называется прямой (положительной), а если наоборот - обратной (отрицательной). При отсутствии какой-либо зависимости функции от аргумента, корреляционная связь отсутствует.

Теснота корреляционной взаимосвязи при линейной зависимости оценивается коэффициентами корреляции, при нелинейной зависимости - корреляционным отношением.

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com