Сравнительный анализ различных подходов к рассмотрению делегирования полномочий в управлении

Одной из особенностей, которую следует отметить, является то, что характер перечисленных аспектов носит ярко выраженный психологический оттенок в работах Н.Н. Вересова, К. Кинан и А.В. Карпова, и структурно-организационный оттенок - в работах В.И. Кнорринга и М. Мескона, М. Альберта Ф. Хедоури. В среднем же все авторы придерживаются одной схемы описания принципа делегирования полномочий.

Также стоит отметить, что только В.И. Кнорринг даёт в своих работах иерархическую пирамиду подчинённости работников руководителям; только М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают в своих работах сущность термина «ответственность»; только А.В. Карпов раскрывает феномен «гиперделегирования», прямо противоположный нежеланию делегировать.

Из этого следует вывод, что большинство рассмотренных нами авторов склоняются к психологическому анализу принципа делегирования полномочий. Исходя из этого, следует провести более подробный анализ положительных и отрицательных сторон делегирования полномочий.

Вначале определим, какие положительные моменты могут способствовать успешному делегированию? По мнению авторов, для этого подчиненные должны действительно знать и понимать, какие новые обязанности переданы им. Сотрудник должен быть подготовлен к выполнению новых функций заблаговременно, чтобы была уверенность в его способности выполнить задание и обеспечить действие механизма стимулирования и мотивации.

Исполнитель должен знать свои права и обязанности без каких-либо неопределенностей. Он должен быть свободен в своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше. Также исполнитель должен быть уверен в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок.

Должны быть установлены конкретные цели и сроки выполнения задания; подчиненный должен правильно понимать необходимость контроля хода выполнения и давать объективную информацию об отклонении от плановых показателей.

Определившись с положительными моментами, мы должны понять, чего же можно достичь при соблюдении всех правил? Одним из достижений при использовании принципа делегирования является то, что исполнитель проходит хорошую и совершенно необходимую школу управленческого развития, приучается к самостоятельности. Исполнитель самоутверждается, растет его уверенность в своих силах и инициатива.

Руководитель справляется с большим объемом работы, лучше узнаёт людей и таким образом улучшает взаимоотношения. Он также помогает окружающим развить и повысить их самооценку и уверенность в себе, становится счастливым обладателем времени, которое может посвятить таким стратегическим видам деятельности, как размышление и планирование. Наконец, руководитель учится с легким сердцем расставаться с полномочиями. Чем более успешно он делегирует свои полномочия, тем легче становится управление.

Озвучив положительные черты, мы должны подумать и о негативных. По нашему мнению, принцип делегирования при разумном подходе приносит одни плюсы. Однако по каким-то причинам руководители не всегда спешат применять его. Почему?

В большинстве случаев причины одни и те же: отсутствие способности руководить; отсутствие доверия к подчиненным; боязнь риска; неразвитость существующей в организации системы контроля; опасения руководителя, что «его могут запилить»; опасения потерять престиж; ощущение собственной незаменимости.

Также отрицательным моментом является и феномен «гиперделегирования», когда руководитель делегирует (а иногда попросту - «перекладывает» на других) свои прямые функции, обязанности, статусные полномочия и прерогативы. Причины данного феномена многообразны. Среди главных из них можно выделить слабую профессиональную компетентность, низкие общеорганизационные способности, слабость позиции лидера в организации, отсутствие мотивации к эффективной деятельности, боязнь ответственности, а также некоторые собственно психологические качества. Подводя итог всему вышесказанному, мы должны выделить того автора, чей подход к рассмотрению изучаемого вопроса является, по нашему мнению, наиболее обоснованным.

Перейти на страницу: 1 2 3

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com