Группы и управление: основные понятия и определения

Особую роль в организационной структуре фирмы играют личностные характеристики персонала и высшего руководства, межличностные отношения, сложившиеся группировки (как формальные, так и неформальные).

Слово «группа» употребляется скорее случайно в обыденной речи - группы по интересам, этнические группы и т.д. (8, с.44) Принадлежность - основной признак группы, предполагающий состав группы. Групповые отношения очень важны по двум причинам:

ü Во-первых, группы оказывают огромное влияние на нас. Это социальные механизмы, через которые мы получаем убеждения, ценности, отношения и манеры.

ü Во-вторых, они создают условия для влияния одних людей на других.

Наиболее часто группы характеризуются как формальные и неформальные.

Формальные рабочие группы - это группы, образованные организационной структурой предприятия для упрощения достижения целей организации. Они намеренно подобраны и служат источниками индивидуальных усилий, которые используются руководством для достижения поставленной перед организацией цели. Таким образом, иерархия большинства организаций состоит из серии формальных незамкнутых групп (7, с.39)

Неформальные группы - группы, которые возникли естественным образом в соответствии с общими интересами членов организации. Неформальное воздействие некоторых работников создает неформальную структуру. (9, с.77) На состав неформальных групп может воздействовать психологическое расположение работников, а также общие интересы. Они редко бывают санкционированы организацией, и их структура обычно идет в разрез формальных групп. Неформальные группы могут помогать или мешать организации и влиять на ее мораль.

Одной из очевидных предпосылок формирования группы является удобство взаимодействия. Когда люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, проявляются общие идеи, которые позволяют одним воздействовать на других. Этика отношений между служащими тесным образом связана с неформальными группами, так как в любой неформальной группе существует лидер (либо претендующие на эту роль), вокруг которого (или которых) сплачивается группа. Это может быть и непосредственный руководитель.(3,c.71)

Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. (2, 110)

Основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.(5, с.54)

Цель управления - это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты. (4, с.71)

Руководитель - человек, оказывающий влияние на людей в процессе организации. Теоретически, любой член организации может оказывать влияние на других членов организации и таким образом, стать лидером. На практике одни люди имеют более выгодную позицию в этом отношении, чем другие. Служащие, такие как менеджер, исполнительный директор, начальник отдела и прочие занимают официальные руководящие должности. Эти должности изначально предполагают влияние на людей, так как обладают полномочиями для руководства подчиненными. Однако, занимаемая должность еще не гарантия эффективности руководства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com