Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия розничной торговли

Первоначально конкурентоспособность товара ассоциировалась с его качеством, но затем ее стали определять совокупностью характеристик, которые учитываются потребителем в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро - (предприятия, организации) и мезо- уровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

В последние годы розничная торговля постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей. С 2002 г. торговая отрасль стала лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав промышленность. В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что уровень износа основных фондов в ней не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики в целом, где аналогичный показатель на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства, оцениваемый в 70-75% вводимых торговых площадей.

Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (около 96%) и все возрастающим уровнем конкуренции - стимулом ее дальнейшего роста.

Предприятия розничной торговли занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий).

Рынок розницы в России - один из самых динамично развивающихся в мире, темпы роста российского ритейла составляют около 7% в год, такие показатели есть только в Китае.

Объем розничной торговли продуктами питания в 2005 году превысил 110 млрд. долларов: это на 23% больше, чем годом ранее. Сетевые компании растут в среднем почти втрое быстрее - 65%.

Подобное стремительное увеличение товарооборота отражает рост потребления населения и личных доходов граждан. Частное потребление в настоящее время почти на 20% превышает аналогичный показатель последних лет советской эпохи.

Залог активного роста потребительского спроса - сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов населения, которые за 2004 г. увеличились на 7,8%, в то время как оборот розничной торговли - на 12,1% (в 2003 г. - на 14% и 8,4% соответственно. Исходя из этого можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной [38,c.42].

Привлекательность рынка розничной торговли продуктами питания привела к тому, что крупные западные сети заявили о намерениях активного развития в России (например Bilia (Германия) и Kingfisher (Великобритания)). Приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы: снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того, работа иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес-среды. В результате весь рынок становится цивилизованнее и российские игроки получают больше возможностей привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на свое дальнейшее развитие.

Ужесточение конкуренции на розничном рынке заставляет ритейлеров разрабатывать новые подходы к покупателю. Операторам приходится искать выходы на новую аудиторию и на новые рынки с помощью открытия магазинов в новых форматах и региональной экспансии. Стремясь к максимальному охвату аудитории, сети, ранее работавшие только в формате супермаркетов, рассчитанных на средне- и высоко обеспеченную аудиторию, открывают магазины, рассчитанные на менее обеспеченную аудиторию - например, в формате мягких дискаунтеров. Кроме того, практически все сети, работающие в формате «супермаркет», приходят и в формат «гипермаркет». Появление реальной ценовой конкуренции заставляет операторов более активно в качестве инструмента конкурентной борьбы использовать цены. Тем более что экспертами было отмечено снижение стоимости потребительской корзины сетей в последний год. В некоторых сетях, с учетом регулярно проводимых акций, понижение составило около 7%.

В борьбе за покупателя продолжает расширяться перечень оказываемых дополнительных услуг. Практически во всех крупных сетях действуют программы согласованной дисконтной политики. Дифференцированные дисконтные карты существуют в ТС «Купец» (действует система скидок в сети заправок «Лукойл», ТСЦ «Римекс, ТЦ «Ясный», ТС «Кардинал»); ТС «Звездный» («Тойота-центр», «Ауди-центр», «Лукойл», «Райский сад», «Золотое яблоко», «Калинка-Малинка»); ТС «Кировский» («Лукойл», «Кардинал», «Данс-Холл», «Агора») [48,c.216]. В сфере расчета за товары и услуги все шире применяются пластиковые карты. Они становятся все более удобным инструментом привлечения новых покупателей, формирования широкой базы постоянных клиентов. Сегодня во многих магазинах крупных торговых сетей установлены кассовые терминалы для безналичного расчета с покупателями.

Перейти на страницу: 1 2 3

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com