Мотивация как одна из важнейших функций менеджмента. Теории мотивации

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. [11]

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[26]

Первоначальные концепции

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации.

Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. Он получил распространение во время массовой индустриализации в 19 веке, когда рабочие на фабриках трудились по 14 часов за гроши, которых им едва хватало на еду.

Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей. Однако, со временем управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. [13]

Элтон Мейо первым обнаружил несоответствие ожиданий от мер «кнута и пряника» и полученным результатом. Он предположил, что у работников существуют потребности в общении, и воздействие согласно этому предположению дало положительный эффект.

Современные теории мотивации

Теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Первые основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Вторые - в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. [11]

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.

Рисунок 2.3.2.1 - Упрощенная модель мотивации поведения через потребности

Потребности принято делить на первичные (врождённые, биологические) и вторичные (приобретаемые с опытом, в процессе социализации).

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. [22]

Здесь применительно понятие «вознаграждение» - то, что человек считает ценным для себя. Работа, а точнее её содержание и наполнение, может дать индивиду внутреннее вознаграждение, сама же организация с какими-либо материальными и нематериальными поощрениями составляют внешние вознаграждения.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.[21]

Содержательные теории мотивации.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рисунке ниже.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com