Система управления организацией и ее основные элементы

В процессе производства, распределения, и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Управление в таких системах - это, прежде всего, управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективами с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления.

Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, больницей, предпринимательской корпорацией и другие. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции.

Так, например, основатель школы научного менеджмента, американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915) в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» доказывал, что лучший менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их умелое использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности. Чтобы решить проблему роста производительности, Тейлор сформулировал четыре универсальных принципа управления трудом работников:

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и развитию рабочего;

· кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода;

· признание того, что работа и ответственность делятся между менеджерами и рабочими почти поровну.

В нашей стране идеи научного управления примерно в то же время развивали А.А. Богданов (1873-1928), Н.А. Витке (даты рождения и смерти не установлены), А.К. Гастев (1882-1941), О.А. Ерманский (1866-1941), П.М. Керженцев (1881-1940), Е. Ф. Розмирович (1885-1953) и многие другие ученые и практики. Они сосредоточили свои усилия на обосновании принципов управления социалистическими предприятиями, на разработке новых подходов к организации труда и производства. В то время это были проблемы первостепенной важности, напрямую связанные со становлением нового строя.

В экономических и социальных науках термин «управление» не имеет однозначного толкования. Управление долгое время отождествлялось с властью и с односторонним императивным влиянием субъекта управления на объект управления без обратной связи и отражало лишь иерархию в системе.

Наиболее удовлетворительным определением в этой связи будет следующее: управление - процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия на объект-систему, основанный на обратной связи, на информационном обмене между субъектом и объектом управления.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система управления, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления - практическую реализацию. Поэтому система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Для осуществления управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая подсистема выполняет функции управления деятельностью людей. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В свою очередь управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как деятельности людей, так и самой управляющей подсистемы.

В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы деятельности); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы организации); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com