Критерии принятия решений и их шкалы

Слово критерий происходит от греческого criterion - мерило для оценки чего - либо. Принципиальной отличительной чертой критерия по сравнению с каким - то другим ("не критериальными") характеристиками операции является именно то, что лицо, принимающее решение, не считает возможным выносить суждения о предпочтительности исхода операции, если именно этого или именно того критерия для оценки ему не достает.

Выбор критерия - это целая наука и одновременно - искусство. Однако совершенно точно можно назвать критерии, без которых практически невозможно оценивать предпочтительность альтернатив для экономических операций. Это такие критерии, как "Эффективность", "Время", "Затраты", "Потери". Для разных альтернатив критерий принимает, как правило, разные значения. Эти значения отражают в сознании руководителя степень предпочтительности альтернатив. Их называют оценками критерия. Оценки критерия выражаются в принятых для их измерения шкалах.

Критерий нужен руководителю, так как он помогает ему лично убедиться в том, что выбранное решение эффективно. Кроме того, критерий, выраженный в количественной форме, дает руководителю возможность делегировать полномочия исполнителям, организовать и провести действенный контроль над ходом операции. Руководитель не диктует исполнителю инструкции на все случаи жизни, освобождает его от мелочной опеки, предоставляет ему право действовать инициативно и самостоятельно в рамках делегированных полномочий.

Форма критерия выбирается исходя из принципа Оккама ("лезвие бритвы"). Принцип Оккама гласит: "Не умножай сущности без необходимости". Это означает, что если одно и то же явление можно адекватно объяснить несколькими разными обстоятельствами, причем одно из них проще других, то предпочтение следует отдать более простому обстоятельству.

Разработаны и широко используются разнообразные по своим свойствам шкалы для измерения значений критериев. Например, если цель измерения - разделить объекты на классы по заданному признаку (например, "пригодны" - "не пригодны"), то используются так называемые номинальные, или классификационные шкалы. При этом приемлемыми являются любые формы представления оценок, которые позволяют отделить объекты из разных классов друг от друга. Так, руководитель может допустить считать, все что "пригодно" - это единица, а всё что "не пригодно" - это ноль.

Если целью измерения будет упорядочение объектов одного класса в соответствии с интенсивностью проявления у них какого-то одного общего свойства, то наиболее выразительной и экономной будет ранговая шкала. Например, если общим для характеристики экономической ситуации будет признак " Рост производительности труда", то руководитель может упорядочить разные способы повышения производительности труда, например, в порядковой шкале со значениями "высокий", "средний", "низкий". Здесь также можно присвоить градациям шкалы числовые значения - ранги. Шкала в таком случае называется ранговой.

Номинальные и ранговые шкалы относят к классу

так называемых качественных шкал

. Однако в практике достаточно часто встречаются случаи, когда просто качественного суждения об упорядочении альтернатив недостаточно. Например, руководителю для принятия решения требуется не просто узнать, что одна из альтернатив осуществления производительности труда обеспечивает темп выше, чем другая. Ему ещё нужно получить представление о том, на сколько или во сколько раз достижимая для альтернатив производительность труда выше (или ниже). В подобных ситуациях для измерения значений критериев применяют наиболее совершенный класс шкал - количественные шкалы

. Подклассами количественных шкал выступают интервальная шкала, шкала отношений и абсолютная - самая совершенная из шкал.(1, 84 - 91)

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com